Внеклассное мероприятие по истории Казахстана
«Историческая зарница»
Классы: 5-10
Цель: формирование исторической памяти у учащихся, воспитание уважения к соперникам по игре.
Подготовка к игре.
Для проведения игры формируется 3 команды (сборные). Игру проводит учитель. Ведущему – учителю помогает 1 ученик (по желанию). Для оценивания этапов турнира и определения победителя выбирается жюри. Приглашаются болельщики команд.
Приветствие.
Викторина «Знакомство» (не оценивается)
Из первых букв ответов получится «Я рада Вам»
Условия игры: Игра «Историческая зарница» состоит из 6 этапов:
На каждом этапе участники игры соревнуются на скорость и правильность выполнения заданий. Команды начинают свое участие с разных станций, но в итоге должны пройти все станции в любой последовательности. Жюри следит за соблюдением правил игры и ставит баллы за правильные ответы. Оценивание производится по определенным баллам за каждую станцию. На любой станции 1 балл - за каждый правильный ответ. По ходу игры все результаты отмечаются в турнирной таблице. Кто первый выполнит пять этапов в любой последовательности подходит к учителю на заключительный тур. Победитель должен найти флаг, 2 команда герб, 3-я гимн.
II. Ход игры:
1 этап. «РАЗВЕДКА»
Установи соответствие:
_____________________________________________________
1. Кто был основателем Казахского ханства?
2. От какого хана откочевали первые казахские правители?
3. Кто из средневековых историков писал об образовании Казахского ханства?
4. С кем боролись казахские ханы за присырдарьинские города?
5. Чьим сыном был Керей?
6. Чьим сыном был Жаныбек?
7. Какой могульский хан поселил откочевавших султанов на своих землях?
8. Кто был первым казахским ханом?
9. Против кого из своих родственников рассчитывал использовать переселившихся казахских султанов могульский хан?
1-__; 2-__; 3-__; 4-__; 5-___;
6- __; 7-__; 8-__; 9-___ .
2 этап.
«СЕКРЕТНОЕ ДОНЕСЕНИЕ»
Найти зашифрованные исторические термины. За каждый правильный ответ 1 балл.
- айтрулку; курултай
- морадекият - демократия
Цияинридустализа – индустриализация
Судагорвост – государство
Завицияллеккоти – коллективизация
Лювоцияре – революция
Тетневересу – суверенитет
3 этап. «СВЯЗИСТЫ»
1.На картинке представлены выдающиеся люди, представители казахской интеллигенции начала 20-го века, что их объединяет?
2.Кто из приведенных российских императоров принял подданство Младшего жуза Казахского ханства и когда это произошло?
3.Расставьте в порядке очередности города, бывшие столицами Казахстана в 20 веке:
Астана---Оренбург---- Алма-Ата -----Кызыл-Орда.
4 этап «МИННОЕ ПОЛЕ»
1мина
Биологи назвали бы это средой обитания живых организмов. Экономисты называют это фактором производства. Историки считают, что это собственность передаваемая по наследству. Что в черном ящике? (земля)
2 мина
В обычаях казахского народа при рождении ребенка до сорока дней старались его никому не показывать. По истечении срока малыша купают и готовят ему колыбель. Обряд называется «бесикке салу». Купание осуществлялось, естественно, в теплой воде. Вопрос: что добавляли в воду, чтобы уберечь ребенка от болезней? (соль)
3 мина
Когда переговоры заходили в тупик, то вместо речи смысл доносили предметы. С помощью двух предметов, один из которых книга, объявляли войну (нож в книге)
4 мина
Его завез в Россию Петр Великий. Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Что это? (картофель)
5 мина
Более 1000 лет назад китайский фармацевт изобрёл рецепт пилюль бессмертия: две унции растёртой серы и одну унцию растёртой селитры положить на сковороду, зажечь три стручка перца, потом добавить древесный уголь. Позже это снадобье стало применяться вовсе не для продления жизни, а для того, чтобы отнимать у людей жизнь. Что лежит на поле? (порох)
6 мина
Два индийца разговаривают о том, что сейчас находится в чёрном ящике. Судя по их словам, они непримиримые враги.
– Это было лучшее из выигранных мной сражений! Помнишь, как мой любимый слон истоптал твою пехоту!
– Зато потом притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя и ты вынужден был сдаться!
– Подожди, мы встретимся ещё раз и победа останется за мной. О чем разговаривают индийцы? Что находится на поле? (шахматы)
5 этап «Привал»
Пословицы и поговорки
Ведущие игры называют пословицы, посвященные солдатской службе и жизни, а командам нужно вспомнить их завершение. За каждый правильный ответ — балл.
6 этап
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ:
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
Наука о населении. (Демография)
7 этап «ОГНЕВОЙ РУБЕЖ»
Говори редко, но метко. Конкурс капитанов
Вопросы 1 капитану
Вопросы 2 капитану
Вопросы 3 капитану
Праздник, отмечаемый 16 декабря. (День
ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ.
Заключительный этап.
«ШТУРМ»
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
A |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
B |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
C |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
D |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
E |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
F |
Э |
Ю |
Я |
- |
|
|
Шифровка
1 .
1D |
1C |
1A |
4F |
|
3B |
1A |
2A |
6C |
1A |
2D |
6E |
|
3D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5C |
4B |
2D |
6A |
6B |
1A |
3C |
3D |
6C |
4C |
5C |
1A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(флаг забрать у питекантропа)
2.
4A |
6A |
6C |
2A |
|
3A |
|
5C |
4C |
1D |
1C |
6A |
5A |
3C |
6A |
2C |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2E |
6B |
1A |
4D |
3D |
|
|
|
|
|
(герб в последнем шкафу)
3.
4A |
4B |
2C |
3C |
|
5C |
4C |
5A |
|
1D |
2D |
6A |
6B |
1C |
4C |
2C |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3D |
1E |
4B |
2D |
6A |
1C |
3F |
|
|
|
|
|
|
|
(гимн под стеклом учителя)
III. Итоги игры:
1. Жюри подводит итоги по турнирной таблице.
2. Определение и награждение победителей.