«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Приречное ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Приречное отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Орыс тілі мен әдебиеті сабақтарының мазмұны оқушылардың шығармашылық қабілеттерін дамыту құралы ретінде.

Содержание уроков русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся. 

Подготовила: Крупадерова А.В.

Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению.

   Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

   Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.  Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. В своем опыте я опираюсь на элементы технологий проблемного обучения, развития критического мышления, иг­ровые технологии. Мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высо­кого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в сла­бых классах.

Использование игры для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способно­сти. Именно поэтому игра - не только деятельность младших школьников, но и необ­ходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.

На уроках русского языка и литературы я использую игры различного типа. Жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Например, тема «Загадки» 5 класс. Загадывание - игра-шутка, рассчитанная на сме­калку и догадливость. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, о том, с помощью каких языковых средств они создаются. Дети могут сочинять свои загадки.

Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с деформированным текстом и игра с рассыпанными иллюстрациями. Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассы­панные иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках литературы уместны и КВН, и литературные викторины, конкурсы, аукционы, инсценирования и т.д. Задачи этих уроков побудить интерес к чтению.

  Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Так, изучение произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю со словарной игры, иг­рой конкурсом на лучшего толкователя слов или сама даю толкование новых слов, а учащиеся называют это слово.

  Обогащению словарного запаса способствует изучение темы в 5-м классе « Послови­цы и поговорки». Самое главное для учителя здесь научить понимать образность посло­виц и поговорок, научить применять их в речи. Уместно использовать пословицы и поговорки аналогичного содержания на родном языке и сравнить. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной те­мы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай послови­цу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов» и т.д.

   Для игры в эпитеты и сравнения использую неполный текст. Кто точно угадает автор­ское определение, тот побеждает.

  Можно использовать игру «Потерянные вещи». Дети должны угадать, из какой сказки дан­ная вещь. Это может быть любая вещь из сказки.Можно дать задание придумать, что они могли бы сделать или попросить, если бы имели такие вещи.

Нестандартные формы организации урока как средство развития творческих спо­собностей учащихся.

Школьное литературное образование предполагает становление духовного мира чело­века, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерыв­ном духовно-нравственном совершенствовании.

Я считаю, что каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, что педагог должен создать условия для их проявления и развития. Ос­новным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.

Чтобы воспитать творческую личность, способную реализовать самого себя, вырабо­тать литературный вкус, сформировать умение работать с художественным текстом и вы­звать устойчивый интерес к своему предмету я использую нестандартные формы уро­ков. Такие, как урок- исследование, урок - размышление, урок - путешествие, урок -творчество, урок - открытие, урок- турнир (викторина, конкурс), урок литературная гос­тиная, интегрированный урок и т.д.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся. Часто использую данные материалы в начале урока, чтобы настроить детей на восприятие нового мате­риала, или в середине урока, чтобы сменить вид деятельности.

Урок русского языка, например, начинаю так. После приветствия на доске записываю текст стихотворной загадки:

Пестрый, как......... хвост, (павлиный )

Встал над речкой мост.

Всем хорош, красив, высок

И от дома недалек

Жаль одно -

Пройти, друзья,

По нему никак нельзя!

Затем даю задание прочитать и отгадать загадку, попробовать отгадать авторский ва­риант сравнения и объяснить, почему они так думают. Выясняю, почему сравнивает­ся радуга и павлиный хвост, раскрываем сообща, что лежит на основе этих сравнений, и пробуем словесно выразить свои зрительные впечатления. На примере этого стихотво­рения можно повторить любую тему по грамматике, синтаксису. Его можно использовать в качестве диктанта по памяти и т.д.

Роль сочинений в развитии творческих способностей учащихся.

Детское сочинение - это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность детского со­чинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, све­жесть восприятия им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внима­ние уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.

Развитие творческих способностей ученика - процесс длительный. Начала я эту ра­боту с 5 класса и постепенно совершенствовала в старших классах. В 5-6 классах мы часто ходили на экскурсии осенью. Беседу строю так, чтобы помочь ребятам увидеть в обычном необычное. Ученикам предлагаю рассмотреть собранные осенние листочки, сравнить. Особое внимание обращаю на цвет, форму, запах. « Осень похожа на худож­ницу. Посмотрите на этот листик. Она не успела разукрасить его, наверное, кто-то отвлек ее, и получился листик наполовину красный. А здесь осень полила цветным дождиком куст. Этот листик-шалун упал на землю, и осень успела окрасить только одну сторону его. Вот другой листик. Он напоминает золотую монету...» Во время экскурсий учащиеся на­блюдают за небом, погодой, слушают звуки осени ( ветра, птиц, дождя, шагов). По­сле совместного наблюдения детям предлагается самостоятельно всмотреться в окру­жающий мир, затем рассказать о своих открытиях.

Для выражения своего эмоционального состояния в словесной форме ученику не­обходимы знания по теории литературы, с чем они знакомятся на уроках, изучая произве­дения поэтов и писателей. Чаще всего обращаюсь к творениям А.Пушкина, Ф.Тютчева, М.Пришвина, С.Есенина и других. Выясняем, что они сумели уви­деть, наблюдая осенние перемены, состояние природы. Затем учащиеся самостоятельно описывают свои наблюдения - открытия, используя художественные тексты, стихи, ска­зочные элементы. Приведу в качестве примера отрывок из  сочинения ученицы 7 класса.

«Осень-добрая фея».

Незаметно появляется Осень. Она как добрая фея. В руках у нее волшебная палочка, с помощью которой она начинает творить чудеса. Взмахнет она палочкой первый раз - на деревьях появляются золотые шляпки. Дотронется добрая фея своей палочкой березы - она одевается в пышный сарафан лимонного цвета. Взмахнет осень волшебной палочкой у осины, она превращается в молодую девушку с румяными щеками в легком платье янтарного цвета. Постепенно лес становится похожим на сказочный дворец с нарядными обитателями.

  Затем Осень - добрая фея идет в поле. Взмахнет палочкой над ней и пшеницы поспе­ют. Золотой волной колышутся на ветру. Наконец, листья начинают кружить над зем­лей словно птицы, прыгать по веткам как белки, бегать по земле как рыжий лис. Закончив свое волшебство, Осень будет любоваться своей работой, позабыв, что ей уходить пора.

 Восприятие мира с точки зрения какого-нибудь предмета, животного, растения ребята то­же могут выразить в своих сочинениях.

Это могут быть учебные принадлежности, животное, цветок, пуговица и т.д. В качестве примера привожу сочинение ученицы 7 класса.

Монолог собаки.

Меня зовут Дружок, мне два года. Такое имя дали, потому что хозяева очень дружелюбные. Мне тоже нравится мое прозвище. Я охотно и с радостью отзываюсь на зов. Я живу в большой семье, где меня любят. Я очень благодарен своей хозяйке. Стараюсь каждый раз выразить свою любовь к ней. Она всегда заботится обо мне, часто кормит сладостями и молоком. Однажды, возвращаясь домой из леса, Оля заблудилась, а я помог ей найти обратную дорогу.

Для развития творческих способностей, по-моему, необходимо развивать чувствен­ную сферу ребенка, учить его осознавать свои чувства. Это, значит, развивать умение ре­бенка сопереживать, почувствовать внутреннее состояние человека или объекта.

Для этого часто использую приемы описания разного состояния, например, описать хлеб глазами голодного или сытого; или «что может чувствовать береза, одиноко стоящая в степи в непогожий день под фонограмму песен. При осознании своих чувств учени­ку  необходимо зафиксировать, что он испытывает: грусть, жалость, радость, печаль и т.д.

Описание одной и той же действительности через призму настроения можно задать следующими темами творческих работ: «Мой класс, когда мне грустно», «Мой класс, ко­гда мне весело» и т.д. В качестве примера привожу отрывки из сочинений - миниатюр:

«Когда мне грустно, наш класс мне не нравится. Всё кажется одинаковым столы и стулья, лица, даже цветы. Кажет­ся, каждый день похож на другой...».

« Когда у меня хорошее настроение, мой класс мне кажется весёлым. Ведь каждый день я здесь встречаюсь со своими друзьями, одноклассниками, учителями. Здесь я полу­чаю основы знаний, делюсь с секретами со своей подругой, общаюсь со своими друзьями. Утром, когда я захожу в свой класс, в нем так светло и уютно, так близки мне лица моих одноклассников.

В процессе такой работы учащиеся начинают понимать, что настроение может иска­жать действительность, что восприятие мира может поменяться, если изменится на­строение.

Возможность обогатить   эмоциональный опыт учащихся, вызвать их к сопережи­ванию, приобщить к сложному процессу восприятия мира помогают мне и такие задания творческого характера:

  • сочинить считалку, колыбельную песню, потешку, дразнилку, поучение.
  • сочинить стихотворение на заданную форму:
  • попроси
  •  
  •  

…………….. ……чаю

подобрать рифму:

Полосы света на речке лежат

В золоте тучки над лесом (горят).

  • подобрать образцы стихов с разным характером рифмовки, попробовать самим со­чинить стихотворения подобной рифмовкой
  • смежный,
  • перекрестный,
  • кольцевой.

- перевести стихотворения на русский язык

  • определить способ рифмовки и разновидность рифмы:

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остаётся жить!

( М. Лермонтов)

- сочинить пожелания, комплименты в адрес литературных героев.

Сделать комплимент можно не только положительным, но и отрицательным героям. Например, мачехе из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке», Кощею Бессмертному и т.д. Вот примеры комплиментов царице - маче­хе, старухе, составленные учеником 5 класса, после изучения пушкинских сказок:

  • А.   Королева, меня покоряет ваша настойчивость в достижении цели! Мне очень нравится ваше упорство и целеустремленность.

Пример пожелания, составленный ученицей 5 класса, после изучения сказок:

Уважаемые Королева!

Я хотела бы тебе пожелать не губить хороших людей из-за завести, ты не могла стать самой красивой ,так как злость ещё никого не украшала; не будь эгоистичной и высокомерной; не твори зла, потому что добро всегда побеждает зло.

Интересные рассказы учащиеся могут составить с использованием комиксов. Их те­матика должна включать наиболее распространенные в жизни темы и события. Можно составить устный диалог, рассказ ( устный и письменный). Учащиеся должны постарать­ся войти в роль персонажей, стараясь индивидуализировать речь героя (показать харак­тер, подумать, как бы поступил и как реагировал человек в подобной ситуации, большое внимание следует обратить на психологическое состояние человека).

Прием написания письма литературному герою или от имени литературного героя, письма самому себе помогает учащимся ощутить уместность или неуместность употреб­ления тех или иных языковых средств в зависимости от темы обращения. Здесь учащиеся соотносят новую информацию и имеющиеся знания, творчески перерабатывает собствен­ную позицию, оценку.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

Жаңартылған күні: 15.01.2021 11:55
Құрылған күні: 15.01.2021 11:55

Текст