Развития творческих способностей учащихся на уроках художественного труда
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
По моему мнению, развитие художественных и творческих умений и навыком – очень важная задача обучения детей, ведь данный процесс внедряется во все этапы личностного развития ребенка, пробуждает самостоятельность и инициативу всех принимаемых решений, свободное самовыражение личности, уверенность в своих силах.
При формировании художественных и творческих навыков, необходимо воспитывать эстетический взгляд на поведение, речь ученика, трудовые навыки, эстетическое восприятие, культурную речь, творческое развитие личности.
Главное в творческой педагогике - не дать угаснуть Божьему дару, не нарушить расцвет «таинственному цветку» в хрупкой душе ребенка. Детям доступно творчество, кроме этого оно дает жизнь познавательному процессу, активизации личности и ее формировании. В развитии
творчества происходит самораскрытие и самовыражение личностного роста ребенка. Творческий подход оказывает влияние на общую подготовку детей, в большей степени увеличивает усвоению знаний по другим предметам и гармонично развивает личность.
Важнейшей целью педагогики сегодня является внедрение в процесс образования таких форм, приемов и методов, в результате которых учащиеся не только овладеют определёнными знаниями, умениями и навыками в определенной сфере деятельности, но и значительно повлияют на развитие их творческого потенциала, где очень важны уроки художественного труда.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и реализуется с большим трудом.
Необходимо выполнить несколько задач: во-первых необходимо создать такие условия для каждого ученика, которые позволят ему творчески подойти к решению проблемных задач, во-вторых, не отходить от программного материала. Для осуществления данных задач нужно правильно выбрать формы, методы и приемы обучения, которые помогут вовлечь учащихся в творческий поиск, который сделает обучение интересным и увлекательным в рамках государственной учебной программы. Что же такое творчество и творческая деятельность?
Творчество это деятельность человека, которая направленна на создание чего-то нового, оригинального и необычного.
Творческий процесс это процесс прорыва в неизвестное, но ему необходимо длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Признаками и критериями творческой деятельности являются: оригинальность, нестандартность, продуктивность, способность к генерации новых идей, возможность выхода за «пределы ситуации», активность мысли и деятельности.
Для развития способностей в творчестве огромную роль имеет труд, нахождение успеха и мастерства в творческом поиске.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся: Воспитание творчески свободной личности
Задачи:
1.Способствовать формированию у учащихся способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике
2.Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность
3.Воспитывать интерес у школьников к участию и творческой деятельности
3.Стараться находить нестандартные решения при решении проблемных задач
Для приобщения учащихся к творческой работе и привития интереса к творчеству, я, как учитель технологии использую разнообразные формы и методы работы на уроке: ролевые игры (например «Дизайнерская мастерская», где мои ученицы выступают в роли модельера и дизайнера)
Метод проектов, я применяю, не как итоговую самостоятельную работу , а как способ, который позволяет приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, которые удовлетворяют индивидуальные потребности личности ученика, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Используя проектную методику на своих у учащихся повышается повышает мотивация к творческому поиску и решению нестандартных деятельностных задач. Учащиеся, добиваются эффективных учебных результатов, осуществляя процесс проектирования.
Для поднятия настроения и полета творческой мысли на некоторых своих уроках я использую музыку, которая помогает внутренне расслабиться и улыбнуться. Закрепить пройденный материал и интерес к познанию к изучаемому материалу помогают советы сделать сюрприз своими руками своим близким и родным: подарить к празднику какую - либо изготовленную своими руками вещь или интересные штучки для дома.
По моему мнению, немало важным является это продуманное оформление класса (ухоженные цветы, красивые стенды с поделками), наличие наглядных пособий (это интернет ресурсы в частности видео ролики), так-же большое значение имеет раздаточный материал. Успех трудового воспитания заключается в содержании чистоты и порядка в кабинете, которые воспитывают у учеников такие качества как: аккуратность, дисциплинированность, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся, изобретать и творить своими руками.