Нестандартный урок математики в 4 классе учитель: Вергизова Н.К.
Тема: Арифметические действия с многозначными числами. Закрепление.
Цель: Закрепить и обобщить ранее изученный материал.
Задачи: 1. Совершенствовать навыки устного счета, письменные вычислительные навыки, умения вычислять рационально;
2 развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность; расширять кругозор учащихся;
3. Воспитывать аккуратность, внимание, интерес к предмету.
Тип урока: Урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок - путешествие
Оборудование:
• Ноутбук. Презентация «Путешествие в космос»;
• Таблица «Планеты Солнечной системы»;
• Портреты Ю.Гагарина, Т. Мусабаева, Т.Аубакирова.
• Рисунки Солнца, ракеты;
• Карточки задания, жетоны, геометрические фигуры .
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой.
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему вижу каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!”
За парты садитесь, пора начинать.
II. Сообщение темы и цели урока
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи и успехов.
Тема урока – закрепление арифметических действий с многозначными числами.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие! А куда мы отправимся в путь – вы сейчас узнаете! Посмотрите на доску и догадайтесь.
- Так куда же мы с вами сегодня отправимся на уроке?
- Назовите первого человека, полетевшего в космос? (ответы детей, вывешивается портрет Ю.А.Гагарина)
– Когда это было? Это было 12 апреля 1961 года.
- Знаете ли вы казахстанских космонавтов? Аубакиров Тохтар и Мусабаев Талгат.
Уч-ль: Кто из них первым полетел в космос? - Когда полетел в космос Талгат Мусабаев?
Уч-ль: Ребята, а вы хотите побывать в космосе?
- Отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы полетим в космос.
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост - Понесется до звезд. (Ракета)
- Правильно, на ракете. На какой ракете мы полетим, вы узнаете, разгадав ребус. (Установите закономерность и таким образом вы разгадаете название нашей ракеты) .
4 7 1 6 2 3 8 5 9
А Т К С А З А Х Н
Уч-ль: Посмотрите на нашу ракету. (На доску вывешивается макет ракеты с названием).
III. Путешествие в космос.
- Что вы знаете о Солнечной системе?
Солнце — это очень большая звезда, которая находится в самом центре Солнечной системы. Солнце излучает тепло и свет, и без него жизнь на нашей планете невозможна. Мы видим и считаем Солнце желтым, но оказывается, что эта звезда белого цвета.
Все космические тела, в том числе планеты, вращаются вокруг Солнца. Интересно, что все космические тела следуют по определенной траектории, по своему пути.
- Давайте вспомним, какие планеты существуют, и как они называются.
МЕРКУРИЙ – раз, ВЕНЕРА – два, Три – ЗЕМЛЯ, Четыре – МАРС, Пять – ЮПИТЕР,
Шесть – САТУРН, Семь – УРАН, Восемь – НЕПТУН, и самая маленькая ПЛУТОН.
Уч-ль: Итак, готовы к взлету? (да)
-Начинаем обратный отсчет от 10 до 1 на казахском языке?
Дети считают: Он, тоғыз, сегіз, жеті, алты, бес, торт, үш, екі, бір.
ПУСК! (звук ракеты)
Уч-ль: До планеты долетаем. И посадку совершаем.
Здесь нас радостно встречает….Лунтик. (вывешивается на доску картинка Лунтика)
Будет нас сопровождать и задания давать.
Испытание нас ждёт, Отправляемся вперёд.
- Работать мы сегодня будем как настоящие космонавты, в бортовых журналах.
- Оцениваться ваши знания будут с помощью жетонов. (вывесить на доску критерии оценивания)
* за правильно выполненное задание - 5 (ракета)
* задание выполненное с небольшим недочётом - 4 (звезда)
* задание выполненное наполовину - 3 (планета)
-Ребята, наше путешествие состоится сегодня, 10 декабря. Запишите это число в свои бортовые журналы.
1. Остановка "Меркурий".
- Ребята, что вы можете сказать о планете Меркурий ? (Сообщения учащихся о планетах)
Из всех планет Меркурий самый маленький. Но быстро вращается вокруг Солнца. Так как планета располагается ближе всех к Солнцу, температура здесь очень высокая. Примечательно, что ночью на Меркурии колоссально низкая температура.
1 задание от Лунтика. Устный счет:( на доске звёзды)
142800, 7205060, 50940, 39012100
- прочесть числа
- назвать числа в порядке возрастания; (50.940, 142.800, 7.205.060,39.012.100)
- назвать числа в порядке убывания; (39.012.100, 7.205.060, 142.800, 50.940)
- назвать число, в котором 5 означает десятки тысяч. (50.940)
- назвать самое большое число; (39.012.100)
- назвать самое маленькое число; (50.940)
Проверка. (жетоны) Отправляемся в путь!
2. Остановка “Венера”.
- Ребята, что вызнаете об этой планете?
Поверхность этой планеты представлена раскаленной каменистой пустыней. Наблюдать за Венерой трудно, ведь она окутана плотными облакам
2 задание от Лунтика. Математический диктант:(взаимопроверка, обмен бортовыми журналами по эталону) ( взаимопроверка)
- уменьши 527360 на 360; (527000)
- первый множитель 420, второй 2, найди произведение; (840)
- делимое 18000, делитель 20, частное…; (900)
- какое число меньше 6800 на 100?; (6700)
- найди 1/5 часть тонны; (200)
- во сколько раз 999 больше 3?. (333)
Проверка .(жетоны)
3. Остановка “Марс”.
- Что вы можете сказать об этой планете?
Марс назван в честь римского бога войны. Иногда можно услышать, что Марс называют Красной планетой. Это из-за цвета его поверхности. Вся поверхность Марса покрыта вулканами, кратерами, долинами, пустынями. На Марсе самые высокие горы, а также самые глубокие каньоны во всей Солнечной системе. Ученые предполагали, что на Марсе некогда была жизнь, так как на поверхности планеты находятся ледниковые шапки, когда-то они были водой. У Марса два спутника.
3 задание от Лунтика. Найти значение выражения. (работа в парах)
12 1220
204 : 17 × ( 819 + 401) = 14640
Проверка (жетоны)
4. Остановка “Юпитер”.
- Ребята, что вы знаете об этой планете?
Планета-гигант, которая превосходит Землю массой в 300 раз. Поверхность Юпитера является газовой, планета не имеет твердой поверхности. Юпитер очень быстро вращается вокруг Солнца. День на Юпитере длится всего 12 часов. У Юпитера много спутников, всего их 69.
4 задание от Лунтика. Физминутка . Движения под музыку.
Отдохнули, а теперь снова в путь.
5. Остановка “Сатурн”.
- Что вы знаете об этой планете?
Сатурн примечателен своими кольцами, состоящими из пыли, камней, льда. Поверхность Сатурна, как и Юпитера, состоит из газовой поверхности. Известно, что планета имеет 62 спутника.
5 задание от Лунтика. Решить задачу. ( групповая работа).
Один космический аппарат полетел с Земли на Луну выполнять научное исследование со скоростью 1864км/ч, а второй космический аппарат в то же время возвращается на Землю с полученными данными со скоростью 1980 км/ч. Встретились они через 100 часов. Каково расстояние между Землёй и Луной?
(S=V*t)
1)1864+1980=3844(км/ч - скорость сближения космических аппаратов)
2)3844*100=384400(км)
Ответ: расстояние от Земли до Луны 384400 км.
Проверка. (жетоны) Итак, летим дальше.
6. Остановка “Уран”.
- Ребята, что вы можете сказать об этой планете?
У Урана также есть кольца, но за ними трудно наблюдать, так как появляются они в определенное время. Уран относится к «ледяным гигантам». На поверхности этой планеты царит ужасно низкая температура (-224°С). Это — самая холодная планета Солнечной системы. Удаленность планеты от Солнца не позволяет лучам нагреть поверхность. На Уране много ледяных облаков. Уран вращается вокруг Солнца в интересном положении: его ось смещена, планета словно лежит на боку.
6 задание от Лунтика. Решить уравнения: ( карточки индивидуально)
1 вариант 2 вариант
х * 3 = 375 - 45 х : 6 = 732 + 89
Х = 110 Х = 4926
Проверка. (жетоны). Все справились с этим заданием.
7. Остановка “Нептун”.
- Ребята, что вы знаете об этой планете?
Находится в наибольшей удаленности от Солнца. Нептун был обнаружен не путем наблюдения, а методом математических расчетов. Его поверхность голубого цвета, что делает Нептун особенно красивым и притягательным. На планете бушуют сильные ветры, самые сильные в Солнечной системе.
7 задание от Лунтика. Геометрическое задание: (коллективная работа)
- У вас на партах лежат геометрические фигуры. Как они называются? (квадрат, треугольники, прямоугольник, круг).
* У кого прямоугольник и квадрат, должны найти площадь фигур.
(S пр. = , S кв. = . )
*У кого треугольники, те находят их периметр.
( P тр.= )
* У кого окружность , тот находит диаметр и радиус этой окружности.
( Диаметр = см., радиус = см.)
-А теперь, включите свою фантазию и постройте из своих фигур ракету. (коллективная работа, дети располагают фигуры, получилась ракета).
Проверка. (жетоны)
8. Остановка “Земля”.
- Что вы можете сказать об этой планете?
Пока Земля является единственной планетой, на которой есть жизнь. Но ученые ведут постоянные исследования в этой области. Мы являемся жителями планеты Земля. Спутником планеты Земля является Луна.
8 задание от Лунтика. Домашнее задание…
Составьте задачу о космосе.
- Ребята, наш космический полет завершён.
IV. Итог урока.
Мы сегодня вычитали и прибавляли,
Мы сегодня делили и умножали,
И задачи мы решали,
Все сумели! Все смогли!
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
Из полета возвратились.
И на Землю приземлились
Самооценка работы на уроке
подсчет жетонов у каждого ученика и объявление результатов.
Рефлексия:
- Центр нашей вселенной- Солнце. ( На доску вывешивается солнце). Оно большое и теплое.
- У каждого из вас на столе лежат солнышки и тучки. Сейчас каждый выберет себе солнышко или тучку и отправит на небо. Если вам урок понравился, то вы должны приклеить на доску(небо) солнышко, а если не понравился, тогда приклеить тучку.
- Ребята, Лунтик рад за вас. Ему было очень приятно с вами познакомиться и работать на уроке. Он прощается с вами.
- Наш урок закончен . Ребята молодцы! Всем спасибо!