Эпиграф:
«Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди»
Бернард Шоу
Цель: воспитать чувство толерантности, философское и критическое отношение к окружающей действительности, способствовать духовному совершенствованию и самореализации, укрепить чувство казахстанского патриотизма.
Задачи:
- Раскрыть причины возникновения и распространения экстремизма;
- Определить социальную базу экстремистских групп;
- Рассмотреть законодательную базу Республики Казахстан о противодействии экстремизму;
- Укрепить правильную жизненную позицию учащихся;
Оборудование: интерактивная доска (слайд – программы: «Терроризм и экстремизм – проблема современности», «Конфессиональная ситуация в современном Казахстане», «Законодательство Республики Казахстан о противодействии экстремизму», «Религиозные секты в РК», «10 самых крупных террористических актов современности»)
Ход проведения круглого стола
1. Организационный этап
2. Мотивационный этап (Просмотр видеофильмов)
3. Диалоговая площадка.
4. Рефлексия
Презентация «Терроризм и экстремизм – проблема современности»
1.Вступительное слово учителя:
Да, это наш Казахстан! Сегодня Казахстан – это процветающая страна, которая приближается 30-летию своей независимости. Экономические успехи страны признаны всем миром.
Республика уверенно и стабильно движется к поставленной цели: войти в число самых развитых стран мира. Казахстан стал играть заметную роль на международной арене, став одним из центров политической жизни Евразии. Понятно, что этот факт не может не беспокоить ряд стран, претендующих на влияние в этом регионе. Для того, чтобы ослабить государство, есть много рычагов. В первую очередь – влияние на массовое сознание. Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова как «терроризм» и «экстремизм».
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Более 70 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил. Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы. Радикальные группировки становятся все более активными. Официальные власти и духовные лидеры мировых конфессий в открытую объявили войну всем экстремистским организациям, пропагандирующим национальную рознь и угрожающим межэтническому согласию в нашей республике.
Вначале дадим определение понятию «экстремизм».
2.Выступление учащегося
Экстремизм (от фр. Extremisme – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и мирам. Крайними мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам действия. Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также террористические акты и т.п. Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в данном случае является одной из форм экстремизма, но, несомненно, наиболее опасной их них.
Является ли экстремизм, терроризм новым феноменом? Нет. В I веке н.э. в Палестине действовала организованная секта – сикарии (сика- кинжал). Они боролись с владычеством Рима, уничтожая римлян и соотечественников, заподозренных в пособничестве завоевателям. В VII в. в Индии члены секции «Душителей» совершали ритуальные жертвоприношения, убивая людей путем удушения. В XI в. – Ближнем Востоке шиитская секта исламистов, убивавшая политических противников, получила название «Ассасины». Серьезность проблемы возрастает, когда взгляды экстремистов навязываются насильно или под угрозой обвинения в неверии, ереси неуважении религии, и подобный моральный террор хуже, чем террор физический.
3. Выступление учащихся по последним мировым событиям.
Фон - слайд – программа «Террористические акты в разных странах»
Видеофильм «10 крупных террористических акта современности»
4.Слово учителя: Таким образом, тема круглого стола «Терроризм и экстремизм - проблема современности».
Вопрос на обсуждение:
- Что мы знаем о терроризме и экстремизме?
- Должны ли мы говорить об этой проблеме? (заслушиваются мнения учащихся).
5. Выступление учащихся.
Первая группа учащиеся дают краткую характеристику некоторым организациям, их цели и задачи, способы методы работы. В ходе беседы раскрываются истинные цели экстремистских группировок.
Вторая группа учащихся работая по газетам и журналам (заранее приготовленных) освещают события, связанные с экстремистскими группировками, произошедшими в Казахстане .
Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.
От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.
Учитель:
Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?
Сообщение ученика:
Кого бы мы не взяли – афганских и иранских бойцов «Аль – Каиды», палестинских смертников, выходцев из Сомали, взрывавших себя в лондонском метро, чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизится к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде. «Аль-Каида» - организация исламских фундаменталистов. Осуществляет боевые операции по всему миру.Создал в 1988г. и возглавляет организацию уроженец Саудовской Аравии Осама Бен Ладан.
Цель организации – ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление исламского порядка, Аль - Кайда рассматривает США в качестве главного врага ислама. Им были созданы строительные организации, возводящие дороги и тоннели в интересах исламской оппозиции. Вместе с тем Ладан непосредственно участвует в боевых операциях. Он вербовал по всему миру и обучал добровольцев желающих принять участие в джихаде против СССР. Но к 1988г. интересы Ладана все меньше связываются с Афганистаном и все больше с международной борьбой исламистов. В последующем мажахеды стали появляться в различных террористических организациях Ближнего Востока, приняли участие в войнах на территории Сомали, Боснии, Косово, Чечни, Таджикистане. Аль-Каида рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман с одной стороны и еретиков и безбожников с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и ей подобные) так и США. Присутствие войск США рассматривается Ладаном как новый крестовый поход христианского Запада против мусульманского Востока, как оккупация святых мест.
«Терроризм» один из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое сознание. Попробуем в самых общих чертах определить терроризм и выделить его основные разновидности.
Сообщение ученика: Терроризм это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.
Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д.
Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы.
Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм.
Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием полуполитического характера. Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.
Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.
Беседа по вопросам.
1. Являются ли экстремисты, террористы представителями только некоторых религий?
2. Если экстремисты исповедают те же религию, что и я, означает ли это, что моя вера является причиной терроризма?
3. Приемлем ли призыв к борьбе (террор как средство) против диктаторского государства, которое не защищает права людей?
4. Если люди служат в вооруженных силах страны и по приказу командира применяют насильственные методы, означает ли это, что они являются террористическими? (армия против армии).
5. Осуществляется ли терроризм только иностранцами против граждан других стран?
6. Что можно сделать для предотвращения экстремизма?
7. Являются ли экстремисты просто бедными людьми, пытающимися отстоять свои права?
Заслушав ответы учащихся, учитель подводит итог.
Практикум
Во многих случаях бдительным гражданам удается своевременно обнаружить взрывоопасные предметы в городском транспорте, в припаркованных автомобилях, в метро, в общественных местах и учреждениях, в подъездах и подвалах, у дверей квартир и предотвратить трагедию.
Ваши действия:
Обнаружив подозрительную вещь в общественном транспорте, опросите пассажиров. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите об этом водителю (машинисту). Обнаружив бесхозный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей. Если владелец не установлен, немедленно сообщите об этом в отделение милиции. Обнаружив признаки установки взрывного устройства в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации!
Особенности поведения и одежды террориста-смертника.
Поведение: |
Выражение лица: |
Одежда: |
беспокойное, суетливое, нервное (переходы с места на место, резкие и быстрые повороты головы в разные стороны)
|
брови нахмурены, скулы сведены, губы сжаты, в глазах — решимость или, наоборот, отрешенность от происходящего вокруг (человек словно повторяет что-то про себя) |
создается впечатление, что человек не по сезону утеплился. Если у него есть сумка, то довольно тяжелая. Держит он ее напряженно, словно желая слиться с ней в одно целое |
Как же не стать жертвой теракта?
(Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)
Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия полиции.)
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).
Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).
По итогам беседы, обучающимся дается задание.
“Ситуация”.
Работа в группах. Задание “Закончи предложения, текст”
Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………
Помни:……………..
Вы должны:…………………………………..
Ваши действия: …………………………..
Вам необходимо:
Ваши действия…………………
Заключение.
Важно помнить, что это глобальная проблема человечества, бороться с ней надо
сообща. Понимать последствия. На личностном уровне не допускать ненависти и
неприязни к людям разных взглядов, возрастов, культур. Мы обязательно будем
возвращаться к проблемам терроризма и фашизма, вспоминать их жертв в дань
памяти.
А мы обязаны помнить. Помнить, чтобы разделить боль ни в чем не повинных жертв.
Помнить, чтобы не допустить такой трагедии. Помнить, чтобы рассказать своим
детям и внукам, как сейчас наши деды рассказывают нам о войне. Терроризм – это и есть война, которую можно победить, если объединить все силы нации против террора.
Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.